вторник, 26 мая 2009 г.

Афоризмы и мудрые мысли о дыхании

«Дышать - огромное удовольствие. Достаточно одного дыхания, чтобы всегда быть счастливым,  наслаждаться жизнью. Достаточно быть живым. Если бы исток всех вещей не находился в этом дыхании, не было бы ни человека,  ни мира».


Мир - Дыхание.
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.

(Рубаи Ираки).

Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.

(Саади).
  


 Суфии считают, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего духовного знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид) (Shimmel, op. cit., p. 192)

Рузбихан о Дыхании: "Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.

Бог возглашает: "Клянусь зарёй, когда она дышит" (Коран 81:18) По словам арифа, "Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красоты" (Машраб ал-арвах, с.199).

"Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа ".


(Шарх-э шатийят-э (Рузбихан)).



Согласно описанию Абдор-Раззака Кашани, "Дыхание даёт утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание - это близость любящего и Любимой".
Шах Ниматулла даёт поэтический комментарий к этой фразе:

Если Реальный Обьект
согласия любящего и Любимой - дыхание,
Пусть их дыхание объединится в любви,
сольётся воедино -
Пока Возлюбленная
не станет Дыханием влюблённого.
(Ресалаха-йе Шах Ни\'мато\'ллах Вали IV, с.80).

И в завершение - строки Джами:
"Единственная моя ценность - Дыхание, -
сказал ариф, твёрдый в вере. -
Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,
Я занимаюсь одним делом: дыханием". (Хафт Ауранг, с.33).

ДАМ
Слово "дам", как и "нафас", используется суфиями как специальный термин, означающий на персидском языке "дыхание". Часто оно синонимично выражению "ласковое Божественное Дуновение".


«Дам» чаще всего используется в отношении мастеров, святых или суфиев, чья внутренняя природа очищена, их Дыхание даёт жизнь тем душам, которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям (нафс), и совершенствует тех, кто несовершенен. Имея это в виду, Аттар говорит:
Слова Аттара даруют жизнь душе.
Поистине и у него - дыхание Иисуса.

"Дам" как "Дыхание Божественной Милости"
или "Божественный Ветерок"
Это дополнительное значение слова "дам" происходит от высказывания Пророка: "Божественные ветерки от твоего Господа веют сквозь дни твоей жизни. Внемли!"

Руми пишет:

Пророк сказал:
"Душистые духовные Дуновения
веют от твоего Господа
сквозь течение твоих дней:
Почувствуй эти моменты и улови их,
Когда они приходят.
Лёгкий Ветерок возникает, видит тебя и ускользает,
дарует свою милость,  кому пожелает
и несётся дальше.
Будь начеку, чтобы в следующий раз
Он не застал тебя в небрежении
и не оставил тебя стоять.
Душа на огне закаливается этим Ветерком;
умирающая душа приходит в движение -
ниспосланное небом движение,
тонкое и возвышенное,
ничуть не похожее на движение сотворённых вещей.
Если бы этот Ветер сошёл на небо и землю,
они уклонились бы от несения его ноши.

Сквозь трепет этого самосущего,
Беспредельного Дуновения
услышь:
"Они отказались понести" залог,
ибо "устрашились его".
Как мучительна кровь горы,
обратившаяся в воду
от ужаса перед столь великой ношей.


 (Маснави-йе ма\'нави II, 1951 – 1959).

Аттар пишет:

Если бы исток всех вещей
не находился в этом дыхании,
не было бы ни человека, ни мира.

Магриби пишет:

Утренней порою Твои рубиновые уста вздохнули.
Дыхание над царством небытия.
В одном дыхании Ты дала этому миру рождение.

Санаи пишет:

Отцом Адама на земле было Дыхание,
которое несла в себе Мария.
Плоть - пропитана цветом Адама,
душа - сформирована ароматом Дыхания.
Все потомки от этого Дыхания - Адамы, люди.
Все чуждые этому Дыханию - "белое полотно",
пустые люди.
(Хадикат ал-хакикат, с.185).

"Благословенное Дыхание" (мобарак дам).
Это выражение обозначает Боговдохновенное Дыхание Божьих святых.

Есть некий человек в этом городе,
чьё Дыхание благословенно.
Немногие обладают таким же
благочестием.
(Аннон).

"Дыхание от Бога" или "Настоящий момент драгоценен" (дам гханимат аст).

Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,
Вдохновлённым Христом.
Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,
сможет оживить твоё сердце,
в котором умерла любовь.
(Саади).

Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание.
(Хафиз).


 


Один вдох идущего по пути стоит тысячелетия простолюдинов. (Суфийская пословица).


 


Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу».


(Свами Вивекананда).


 


 


 


 





 


 


 


 

1 комментарий:

  1. Превосходная подборка, спасибо!
    Для меня Дуновение - это ощущение от магнитных токов, возникающих между 2мя полюсами единства (материя-сознание), приносящих вибрации высшего полюса.
    ИК

    ОтветитьУдалить